Содержание:
ГЛАВА I. «ВАГНЕРОВСКИЙ МИФ» КАК «ВАГНЕРОВСКИЙ ПРОЕКТ»
1.1. Взаимодейтсвие немецкой и французской культуры с точки зрения теории «перемещения» идей П. Бурдье
Исключительная, многосторонняя творческая фигура Рихарда Вагнера — выдающееся явление не только культуры Германии XIX в., но и в целом мировой культуры. «Давно признано, что творчество Рихарда Вагнера — одно из замечательнейших, величайших явлений человеческой культуры», — пишет один из исследователей творчества Вагнера — музыковед В.Б. Левик [146,с. 8].
Вагнер — синтетический гений, сочетающий в себе музыканта — компо-зитора и дирижера, писателя, философа, политического деятеля, публициста. Творческие открытия Вагнера стали фундаментальными для дальнейшего развития мировой духовной культуры, именно к нему генетически восходят многие ярчайшие явления в искусстве XX столетия. Понять их во всем их богатстве, сложности и противоречивости невозможно без обра¬щения к творческой личности Вагнера.
Культурологическая направленность исследования определяется, потребностью современного гуманитар¬ного знания в комплексном, интегративном исследовании явлений культу¬ры. Для наиболее адекватного понимания творчества художника, соеди¬няющего различные виды искусства, требуется преодоление узкоспеци¬ального подхода — музыковедческого или литературоведческого — и пере¬ход к межпредметному, интегративному, комплексному, культурологиче¬скому анализу.
Культурологический аспект исследования определяется также потребностью в диалоге, влиянии и взаимодействии между различными культурными мирами: разных эпох, разных стран в частности, Франции и Германии. Аспект изучения творчества Р.Вагнера в направлении диалога культур приобретает новое звучание в связи с использованием теории французского социолога П.Бурдье, которая рассматривает проблему контактов различных культур и дает новый научный инструментарий для изучения этой проблемы. Теорию «перемещения» идей П.Бурдье мы считаем основным методом для исследования проблемы взаимодействия творчества Вагнера и французской культуры.
1.1. Проблемы взаимодействия культур на примере теории «перемещения» идей П. Бурдье.
Согласно теории П.Бурдье, социально-культурная проблематика межкультурных взаимодействий имеет определенную схему развития. В основе процесса межкультурных влияний, по мнению П. Бурдье, находится взаимодействие национального и интернационального пластов культуры. Бурдье в своем исследовании предпринимает специальный анализ препятствий, оказывающихся на пути движения этих пластов из одной страны в другую.
История музыкально-философских межкультурных взаимодействий между Францией и Германией имеет вид пересечения различных культурных традиций. Франция и Германия, несмотря на конфронтацию, постоянно обменивались культурными тенденциями, в результате которых развитие культуры в этих странах приобретало новый оттенок.
Используемая литература
Гуревич, П.С.Философия и мистика Текст. / П.С. Гуревич, Д. Бом //Новые идеи в философии: ежегодник философского общества СССР. -М.: Наука, 1991.-230 с.
2. 126. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Текст. / У. Эко СПб.: «Симпозиум», 2006. — 544 с.
3. Бодрийяр, Ж. Злой демон образов Текст. / Ж. Бодрийяр // Искусство кино. 1992. — № 10. — С. 91-96.
4. 148. Кассирер, Э. Философия символических форм Текст.: в 3-х т. /Э. Кассирер; пер. с нем. С.А. Ромашко. М., СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 2. Мифологическое мышление (1925). — 280 с.
5. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т.Адорно ; Москва, Санкт-Петербург.: Университетская книга, 1999.-445 с.
6. Адорно, Т. Эстетическая теория [Текст] / Т.Адорно ; пер. с нем. А. В. Дранова. Москва : Респ., 2001. — 257 с.
7. Азоев, Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] / Г.Азоев. — Москва, 1996. 208 с.
8. Акопян, Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста [Текст] / Л.Акопян. — Москва, 1995.-256 с.
9. Акопян, Л. Д. Шостакович: опыт феноменологии творчества [Текст] / Л.Акопян.- Санкт-Петербург, 2004.
10. Альшванг, А. Произведения К.Дебюсси и М.Равеля [Текст] / А.Альшванг. – Москва : Музгиз, 1963.-с.163.
11. Арановский, М. Музыкальный текст: структура и свойства [Текст] / М.Арановский.- Москва: Композитор, 1998.
12. Арановский, М. Специфика оперы в свете проблемы общения [Текст] / М.Арановский //Вопросы методологии и социологии искусства : сб. науч.трудов.-Ленинград: ЛГИТМИК, 1988.- С. 121-137.
13. Арановский, М. Опыт построения модели творческого процесса композитора[Текст] / М.Арановский //Методические проблемы современного искусствознания.-Ленинград, 1975. — С.
14. Асафьев, Б. (Игорь Глебов). Французская музыка и ее современные представители[Текст] / Б.Асафьев // Зарубежная музыка XX века. М.: Музыка, 1975. –с.
15. Асафьев, Б. Избранные труды [Текст] /Б.Асафьев : т.2. — Москва: Изд-во АН СССР, 1954.-384 с.
16. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.Асафьев. — Ленинград: «Музыка». Ленингр. отделение, 1971. — 376 с.
17.Барсова, И, Мифологическая семантика вертикального пространства в оркестре Р. Вагнера [Текст] / И.Барсова // Проблемы музыкального романтизма : сб. науч. трудов. — Ленинград: ЛГИТМИК, 1987. — С. 59-75.
18. Барсова, И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира [Текст] / И.Барсова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /1984. – Ленинград : Наука. Ленингр. отделение, 1986.-С. 99-116.
19. Барт, Р. Смерть автора [Текст] / Р.Барт //Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — Москва, 1989. — С.
20. Бархатова, С. Романтическая музыкальная драма bel canto [Текст] / С.Бархатова //Муз. Академия, №1. 2003. — С. 111-117.
21. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии [Текст] : Н.Я.Берковский; Москва: Художественная литература,1973.- 568 с.
22. Берлиоз, Г. Избранные статьи [Текст] / Г.Берлиоз. — Москва: Музгиз, 1956.- 406 с.